Танки Кристи


Танк Кристи

Всем доброго времени суток.Наверное многие из игроков так или иначе сталкивались с деревьями развития танков.В этой статье я хотел бы уделить внимание готовящейся американской ветке(да да будет еще одна ветка) — Танки Кристи.Сложно сказать насколько перейдут исторические характеристики танков в игровой геймплей(почему Вы узнаете ниже), но концепт должен быть сохранен.

Танк Кристи (также амфибия-танк) — название американских танков, сконструированных Джоном Кристи и изготовленных в СССР на их основе прототипов. СССР закупил несколько танков M1931 (по другим источникам, M1928) и использовал их при разработке БТ-2 и Т-34.
 

 M1921
Размещенное изображение
Опытный средний танк

Построенный по заказу американского правительства в 1921 г., этот средний танк был впервые продемонстрирован на Абердинском полигоне в феврале 1922 г. По сравнению с аналогичными зарубежными машинами М1921 имел немало преимуществ. При его разработке решили отказаться от британской “ромбовидной” схемы, явно изживавшей себя, и применили так называемую “классическую”, с передним расположением боевого отделения и задним двигательным отсеком. Впервые на американском среднем танке использовали небольшую командирскую башенку, установленную на крыше главной башни. Вооружение танка состояло из 6-фунтовой британской пушки в башне и одного пулемета Browning. Интересной деталью было использование деревянных вставок между траками гусениц. Таким методом пытались облегчить массу и избавиться от излишней загрязненности.

Medium A Tank M1921 не строился серийно, хотя опыт его создания пригодился при разработке более совершенны танков.

Christie M1919 
Размещенное изображение

Средний колесно-гусеничный танк

Едва успела завершиться первая Мировая война, как малоизвестный тогда американский конструктор Джон Уолтер Кристи приступил к разработке принципиально нового танка, заказ на который выдал американский Танковый Корпус.
Главной особенностью этой боевой машины, как можно догадаться, стал сменный колёсно-гусеничный ход. Ходовая часть М1919 была оснащена двумя колесными парами (колеса двускатные, с резиновыми бандажами), передняя из которых имела блокированную подвеску и управлялась при помощи рулевого колеса, а задняя была ведущей. При повороте можно было отключить соответствующее ведущее колесо, которое, вращаясь вхолостую, делало меньшее число оборотов. Отключение каждого из колес производилось посредством главного фрикциона, которых имелось по одному на каждый борт. Коробок передач было тоже две, размещенные с каждой стороны двигателя. В средней части размещалась тележка с двумя двускатными колесами пружинными рессорами и одним поддерживающим роликом. Внутри каждого двускатного колеса имелся внутренний желоб со специальными выступами для сцепления с гребнями гусеницы. Соответственно траки имели внутренний центрирующий гребень.
Смена хода осуществлялась следующим образом. Гусеницы расстилались на земле, танк въезжал на них, после чего ветви цепей охватывали колёса и соединялись. Одновременно опускалась поднимаемая на время колесного хода двухкатковая тележка. Вся операция занимала порядка 15 минут. Силовой агрегат Кристи разработал сам – в данном случае это был 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 120 л.с., смонтированный поперёк корпуса.
Схема вооружения была двухярусной: первый “ярус” занимала главная башня цилиндрической формы с 57-мм пушкой, на крыше которой устанавливалась малая башня с 7,62-мм пулеметом Browning.
Бронирование танка по тем временам было довольно мощным и составляло от 12,7 до 25,4 мм.

На испытаниях, проводившихся на Абердинском полигоне в ноябре 1919 года, танк Кристи показал весьма посредственные результаты. Военные подвергли М1919 очень суровой критике, указав на массу конструктивных недостатков, препятствовавших нормальной эксплуатации танка в войсках. Среди них особо отмечалась “глухая” бронировка корпуса, полностью исключавшая доступ к двигателю и трансмиссии, что делало невозможным ремонт в полевых условиях. Боевое отделение оказалось слишком тесным даже для двух человек, вентиляцию признали неудовлетворительной. Ходовая часть обладала не меньшими недостатками. Отмечали неподрессоренность как колесных пар, так и неравномерное распределение массы по опорной поверхности гусениц и высокое удельное давление на грунт. Максимальная скорость М1919 на колесном ходу при движении по дороге с твердым покрытием составила 21 (по другим данным — 24) кмч, на гусеницах скорость не превышала 11 кмч.

Опытный танк Christie M1932
Размещенное изображение

Испытания танка, проведенные в 1932 году, полностью подтвердили его высокие «авиационные” характеристики. На колёсах М1932 показал скорость 120 миль в час (193 кмч), а на гусеницах „всего” 60 миль в час (96,5 кмч). Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов.
Фантазия Кристи уже рисовала эскадрильи летающих танков, свободно преодолевающих линию фронта и громящих тылы противника. В журнале «Modern Mecanics and Envents“ достаточно подробно описывалось устройство таких машин и способ их доставки на территорию противника, а для наглядности прилагались красочные иллюстрации.
Тем не менее, американская армия к М1932 интереса не проявила. По мнению Департамента вооружений, Кристи просил слишком большую цену за свои машины. В итоге, опытный образец шасси был куплен Амторгом и доставлен в СССР для испытаний, где следы этой машины теряются.

Christie M1931
Размещенное изображение

Средний колесно-гусеничный танк

Неудачи с первыми колесно-гусеничными танками, “боевыми” и амфибийными бронемашинами совершенно не разочаровали их создателя Дж.У.Кристи в правильности выбранного им пути. Скорее наоборот, выделив допущенные ошибки конструктор смог приступить к созданию более совершенного танка, которым стал широко известный М1928.
На этот раз Кристи выбрал в качестве основы четыре пары сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами, передними направляющими и задними ведущими колёсами. Задняя колесная пара приводилась от ведущей звездочки гусеничного хода через надеваемые цепи Галя, передняя пара колёс была управляемой при движении на колёсном ходу.
Совершенно новой была подвеска танка – каждое колесо оснащалось мощной вертикально установленной пружиной, расположенной между двумя бортовыми листами корпуса и свя¬занной с катками через качающиеся рычаги. Такая схема впоследствии получила наименование “подвески Кристи” (или подвески “свечного” типа) и просуществовала вплоть до появления советских средних танков Т-34 и британских крейсерских танков А34 “Comet”.
Форма корпуса М1928 была отчасти заимствована от более старших моделей. В ней выделялась “клиновидная” передняя часть с верхним лобовым и бортовыми листами, установленными под большими углами и образовывавшими своеобразный треугольник. Впрочем, остальные листы соединялись, по большей части, под прямыми углами, лишь верхний кормовой лист имел рациональное расположение. Толщина бронирования не превышала 12,7-мм. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем Liberty L-12 мощностью 338 л.с. с жидкостным охлаждением. Запас топлива составил 35 галлонов (132,5 литра). Компоновка осталась классической, экипаж танка состоял из 3-х человек: водителя, командира машины и стрелка. Башня на танке отсутствовала, а вооружение, состоявшее из двух 7,62-мм пулеметов Browning, размещалось в носовой части корпуса и на крыше боевого отделения на штыревой установке.

Christie M1935
Размещенное изображение
колесно-гусеничный танк

Дальнейшим развитием схемы танка М1932 стали авиадесантные гусеничные машины модели М1935. Предположительно, основой для них послужил перестроенный Airborne Combat Car М1933, но учитывая разницу в шасси и конструкции корпуса это мало вероятно.
Изъяв для собственных нужд часть средств, выделенных американской армией на постройку улучшенной модификации среднего танка Т3, Дж.У.Кристи начал постройку более легкого варианта М1935А. Танк получил укороченный корпус следующей компоновки: орудийный отсек спереди, отделение управление в средней части и моторно-трансмиссионный отсек в корме. Максимальная толщина бронирования составляла 12,7 мм. Экипаж – 2 человека (командир танка и водитель). Место членов экипажа были оборудованы наблюдательными бронеколпаками. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота – 1676 мм.
М1935А оснащался стандартной подвеской Christie, но имел всего три пары колёс, из которых передняя была управляемой на колесном ходу. Вооружение на прототипе не устанавливалось – вместо него имелся только муляж 57-мм пушки. Танк останщался бензиновым двигателем номинальной мощностью 300 л.с. и мощностью на форсаже порядка 450 л.с.
На испытаниях, проведенных в 1935 году, М1935А развил скорость до 96,5 кмч на гусеницах и 144,8 кмч на колесах. По динамическим характеристикам он соответствовал машинам более ранних модификаций. Тем не менее, М1935А американскую армию не заинтересовал.

Следом была выпущена модификация М1935В, ходовой части которой вернули 4 опорных катка. Корпус был значительно переработан. Боевой отсек и место командира сместили ближе к центру, а отделение управления – к задней части. Таким образом, длина танка увеличилась до 6400 мм, ширина – до 2130 мм, высота осталась без изменений. Экипаж машины состоял из 2 (по другим данным – из 3) человек.
Данных о силовой установке не сохранилось. Согласно западным источникам на М1935В устанавливался бензиновый двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS12 мощностью 750 л.с. Масса танка составила 5500 кг, но здесь следует учитывать, что вместо планируемой 75-мм пушки устанавливался её макет.
Доработки были проведены в очень сжатые сроки, что совсем не удивительно – М1935В представлял собой переделанный вариант М1935А. На этот раз результаты были ещё более фантастическими: скорость на гусеницах 104,6 кмч, на колесах – 153,9 кмч! И снова попытки Кристи предложить свои услуги американской армии оказались безуспешными.

В 1936 году на базе М1935В создаётся его модифицированный вариант М1936 (по другим данным это был перестроенный М1935А). Длина танка была уменьшена на 1,07 м, высота – на 15 см. Судя по всему, корпус танка изготовлялся из неброневой стали, а его полная масса составила 6 тонн. Подвеска «перекочевала» наружу и имела защиту в виде цилиндрических труб. Этот шаг позволил отказаться от двойной стенки корпуса, но существенно влиял на защищенность ходовой части.
Вооружение на М1936 не устанавливалось — единственную 57-мм пушку, установленную в носовой части корпуса, имитировал её макет. Вместо двигателя HS12 на М1936 был установлен менее мощный Curtiss D-12 (300 л.с.). Впрочем, даже с этой силовой установкой М1936 имел максимальную скорость 96,5 кмч при движении по грунтовой дороге и мог перепрыгивать ров шириной 4,57 м.

Возможно М1936 вполне мог разделить участь более ранних моделей, но здесь на помощь Кристи пришли англичане. После Больших Киесвких маневров, состоявшихся осенью 1936 г., неизгладимое впечатление на представителей британской военной миссии оставили легкие танки БТ-5, легко преодолевавшие широкие рвы и развивашие огромную скорость. Было очевидно, что в случае войны с Советским Союзом немногочисленные танки Королевского Танкового Корпуса, далеко не все из которых были оснащены пушечным вооружением, не составят БТ сильной конкуренции — этот вопрос теперь предстояло решать ускоренными темпами.
Тем не менее, рассмотрев предложеные варианты, англичане высказали заинтересованность в закупке только одного танка модификации М1931 без вооружения. Сделка была оформлена в октябре 1936 г., а более новый вариант М1936 так и остался невостребованным.


Оставляйте свои комментарии. Оставить его вы можете ниже.

Интересные статьи

Что случиться с ЛТ-5? Как мы знаем, совсем скоро нас ожидает ввод ЛТ-9 и 10 уровня. Также следует ожидать нерфа легких танков 5-го уровня в World of Tanks. Изменения Л...
Самый быстрый танк WoT Для успешного нагиба в World of Tanks всегда была необходима хорошая максимальная скорость, позволяющая танку перемещаться быстро по полю боя и уд...
Изменения в немецкой ветке танков WoT Близится обновление 0.9.17.1 и в нем кардинальные изменения коснутся нескольких немецких веток развития, которые на данный момент не являются акту...